Группе “Любэ” крупно повезло: ее появление пришлось на то время, когда публике надоел отечественный рок, который по инерции боролся с призраками, она ожидала чего-то более веселого. Доля здорового абсурда, запоминающиеся мелодии, незамысловатые аранжировки, узнаваемые персонажи песен типа Батьки Махно, Глеба Жеглова и алкоголика дяди Васи в придачу с ярким фронтменом оказались слагаемыми успеха. Музыканты за пятнадцать лет стали более серьезными и теперь поют в основном о моряках и солдатах; группа выпустила к 23 февраля сборник “Ребята нашего полка”.

- Ваша большая коробка наполненная трубками просто впечатляет. Трубки являются вашим хобби? Сколько же там их?

Это совсем не хобби, просто я курю трубку. Там их пять. Нельзя курить следующую сразу же за предыдущей, потому что трубка должна полежать шесть-восемь часов. А из-за того, что я курю довольно часто, приходиться при себе иметь несколько трубок. Что касается хобби, то времени у меня на него нет, но счастливым образом мое хобби совпало с работой.

- Первый раз мне пришлось увидеть вас по телевизору за два года до появления группы. В начале перестройки существовала программа с песнями на стихи Вознесенского, одну из них пел Высоцкий, которого очень редко показывали. Вы исполнили там песню “Отбой”. В какой группе вы работали тогда?

Это был ансамбль под названием “Рондо”, в который я попал после того, как распался коллектив “Лейся, песня”. На излете застоя гнобить вдруг стали не только рок-группы, но и вокально-инструментальные ансамбли: мы не всегда являлись законопослушными, нас сильно тянуло в сторону рок-н-ролла, и в ансамблях провели жесткую чистку – полетели многие головы. Работая в “Рондо”, за восемь месяцев я успел поучаствовать в Фестивале молодежи и студентов 1985 года. После я ушел в группу “Здравствуй, песня”, где познакомился с Игорем Матвиенко, который был музыкальным руководителем группы. Весь 1986 год мы вместе работали в этом ансамбле, но спустя время распался и он. У меня начался период шатаний, а в 1988 году Александр Шаганов, Матвиенко и Михаил Андреев начали готовить дебютный альбом, а уже вначале следующего года группа “Любэ” стала записывать новый диск.

- Аллой Пугачевой была придумана самая яркая деталь имиджа ранних “Любэ” – гимнастерка. Если бы этой находки не было, группа бы имела такой же успех?

Произошло бы тоже самое, – просто у меня сменилась одежда, а успех песен был уже предопределен: первый альбом нашей группы выстрелил очень сильно. Очки были добавлены и выступлениями в “Рождественских встречах” с песнями “Не губите, мужики” и “Атас”. Хотя успех пришел бы и без этого.

- В 1996 году вами был выпущен альбом под названием “Четыре ночи в Москве”, в котором вы исполнили полтора десятка песен The Beatles. Некоторые треки едва отличимые от оригинала. Как родилась эта идея, и почему такой довольно остроумный проект прошел незаметно?

У меня не было желания делать этот диск коммерческим, его выпустили небольшим тиражом. Это была моя идея: мы баловались в студии, а получилось вполне прилично. Мне принадлежат права на фонограмму, надо бы ее переиздать. Даже у меня остался всего один диск, с которого для своих друзей я делаю копии. Сейчас на подобные проекты времени уже нет.

- Принято считать лицом группы именно вас, а кто стоит у руля в действительности и определяет действия ансамбля и его изменения?

Продюсером группы является Игорь Матвиенко, а я – сопродюсер. Игорь определяет нашу стратегию, также он и композитор. Я руковожу в большей степени тем, что происходит на сцене, Игорь работает в студии, с нами на гастроли он не ездит.

- Я помню, как в “Олимпийском” в марте 1991 года он вместе с вами вышел на сцену и сыграл в песне “Помилуй, Господи, нас, грешных” на ритм-гитаре.

Верно, но было это всего один раз.

- Большинство ваших песен требуют немалых голосовых усилий. Как вы до сих пор берете высокие ноты? Вы специально тренируете голос, занимаетесь вокалом?

Нет, только обычная разминка на саундчеке.

- Ваша песня “Ишо” рассказывает о выходных российской семьи за обильными возлияниями. А вы как отдыхаете и как относитесь к алкоголю?

Из напитков я отдаю предпочтение пиву, стараюсь не пить крепких, от которых потом возникают проблемы. На счет отдыха – мы с сыном недавно пытались овладеть горными лыжами, но для этого требуется много времени. К тому же обычно его выходные совпадают с моими рабочими днями, а по будням он находится в школе. Моему сыну девять лет, с ним мы большие друзья.

- Вы пробовали себя в качестве киноактера, снимаясь в фильмах “На бойком месте” и “Чек”. Почему вы взялись за такую работу и что вам она дала?

Меня это заинтересовало… Напомню, что кроме кино я работал в антрепризе – в спектакле “Любовь в двух действиях” Андрея Максимова. Елена Шанина, Граня Стеклова и Владимир Стеклов были моими партнерами.

- Неплохая компания. Как вам игралось с ними?

Действительно, компания отличная, игралось хорошо. Причем когда нами было сыграно десять спектаклей, дело пошло намного лучше! Но у всех актеров происходит так, независимо от их профессионализма. Надеюсь, я не посрамил честь эстрадного артиста.

- Эстрадные артисты натерпелись от прессы, которая от новогоднего телеэфира не оставила камня на камне: почти все писали о том, какой он был безвкусный, однообразный и даже пошлый. Вы согласны с этим и дайте вашу оценку положения дел на эстраде в целом?

Отчасти подъем, отчасти упадок. В шоу-бизнесе все-таки действуют законы рынка, есть предложение и спрос: со счетов нельзя сбрасывать потребности публики. Поэтому произведения, пусть даже пошлые, появляются не просто так и основаны не на пустом месте. В целом мне кажется, что постепенно наш шоу-бизнес приобретает цивилизованные формы, но как показал новогодний эфир очень медленно. Впрочем, есть песни-однодневки, танцевальная музыка, которые через две недели могут забыться, - они должны быть тоже.

- Такие песни есть у “Любэ”?

По-моему, наша работа немного в другом жанре. В наших песнях большую роль играют тексты и для дискотек это не совсем подходит.

- Ко Дню защитника Отечества приурочен концерт “Ребята нашего полка”, также как и программа Газманова Олега “Господа офицеры”. Между тем в 1990-1991 годах именно Газманов и “Любэ” являлись самыми веселыми и свежими явлениями на позднесоветской эстраде. Почему же и он, и вы так растеряли бесшабашность? Почему уютная домашняя песня “Ребята с нашего полка” заменилась альбомом “Ребята нашего полка”?

Программа Газманова проходит каждый год, а мы выступаем в Москве довольно редко. Темы берутся не откуда-то, а из жизни. Мы не могли не отразить чеченскую компанию – отсюда выросли и “Солдат”, и “Комбат”. По-моему мнению “Комбат” – это мегахит народного значения, у нас таких несколько. Мне кажется фраза “Ребята нашего полка” вполне теплая и подходящая для песен, собранных здесь. Хотя диск можно было назвать типа “Любэ” – военно-морскому флоту и армии”.

- Ваши два первых альбома с точки зрения выдержанности стиля казались идеальными – это был не блатняк, не эстрада, не рок, а что-то особенное. И у группы, так же как и у вас, был более самоироничный образ, затем вы резко посерьезнели: появился уклон в около тюремную тематику в “Зоне Любэ”, и в около военную “Комбате”…

Самоиронии не стало меньше, это даже видно на наших концертах. Естественно, имеются вполне серьезные песни, но определенный уровень здорового цинизма просто необходим. В “Зоне Любэ” я не вижу около тюремной тематики, просто Дмитрий Золотухин, являющийся режиссером сопутствующего альбому фильма, захотел, чтобы действие происходило в тюрьме. Но “Зона Любэ” – довольно широкое понятие, оно не подразумевает колючую проволоку. Мне этот альбом кажется наиболее цельным, а на вышедшем после “Комбата” диске “Песни для людей” не было военных песен вообще.

- Зато песня “Там за туманами”, открывающая этот альбом, в августе 2000 года неожиданно стала актуальной – все радиостанции передавали ее в дни трагедии “Курска”.

По этому поводу мои ощущения были очень странными. Действительно, песню крутили непрерывно и порой со стороны коллег мы слышали весьма циничные замечания, хотя написали песню за три года до трагедии, и удивительным образом по тональности она совпала с ней. Когда это произошло, мы проводили концерт в Севастополе, а из этого города было много погибших ребят. Все люди встали со своих мест и зажгли зажигалки. Спустя год и два мы снова оказались в морских городах в дни годовщины. Отчего так вышло я не знаю, когда мы записывали песню, мы ничего такого не имели в виду.

- Ваша группа нравится президенту, он попросил даже выслать ему новый сборник “Любэ”. В какой-то мере это греет вам душу?

А если бы ваши публикации нравились президенту, вам бы грело душу?

- Не знаю. Наверное, было бы неловко.

Но до какой-то степени все же грело бы, правильно? Владимира Владимировича я очень уважаю за его последовательность, за его работоспособность и энергетику. Конечно, нам очень приятно его отношение.

- Вам еще не надоела работа в “Любэ”? Нет ощущения постоянного повторения?

Ничуть. Песни-то разные. Однако когда слишком много концертов, то надоедает. А ведь помимо гастролей по России есть и зарубежные. Сейчас мы вернулись из двухнедельного тура по Германии, каждый вечер залы были полные. Причем людям все равно, новые или старые песни мы играем. Они просто хотят слушать песни из репертуара нашей группы.

- Вы интересны за рубежом только русскоязычной аудитории?

Конечно. Хотя в зале был какой-то процент немцев, им тоже любопытно увидеть русскую группу. В апреле мы едем в Канаду и США.