— Некоторые музыканты утверждают, что это помогает им «творить», мол, расширяет сознание…

Мне кажется, что творчеству это никак не может помочь. Когда человек общается с залом, это, возможно, и помогает. Наши западные коллеги, особенно в рок-музыке, безусловно, пользуются подобными средствами во время концерта для единения с залом. Это как допинг для спортсмена. Когда не хватает своих ресурсов, чтобы преодолеть эту дистанцию, тебе нужен допинг. Это не творчество, а гибель. Бесовство. Для творчества нужно совершенно другое состояние, это светлый процесс, связанный, безусловно, с Богом. Поэтому вряд ли это совместимо с наркотиками.

— Почему вы никогда не пытались выйти на международный уровень и расширить свою аудиторию? Это что, боязнь или знание своих возможностей, своего предела?

В 90-е годы я пару раз ездил на поп-ярмарку «Мидем» в Канны. Посмотрел и понял, что влезать в их индустрию просто бесполезно. На это нужно потратить столько времени и сил и всего остального… Я понял, что не хочу. Потом даже были какие-то предложения, но я к ним очень скептически отнёсся.

— Как вам кажется, почему с Земфирой произошла такая трансформация. Невероятно одаренная певица выпустила первый блистательный альбом. А каждый следующий хуже предыдущего. Это удел всех артистов?

Нет, не всех. Думаю, что песни для первого альбома Земфира долго писала на протяжении многих лет. Первый альбом был настолько сильным, там были такие мощные хиты, что до сих пор Земфире многие подражают. Есть в нашем шоу-бизнесе земфиристые девушки, они интонацию Земфиры не могут из себя изжить. И прямо беда какая-то – настолько въелась ее манера пения им в подкорку. Потом она попала в обойму шоу-бизнеса. А когда ты находишься под прессингом, творить тяжело.

— Я у Юрия Антонова спрашивал: «Много ли песен написано под влиянием любви?» И он ответил, что, может быть, одна-две, все остальные буквально выдавил из задницы. Сколько у вас песен написано под влиянием любви?

Мне кажется, наоборот, те радостные минуты, когда я расставался с очередной женой, у меня появлялась возможность творить. Когда ты влюблен, то находишься в состоянии аффекта и помешательства. Для тебя существует только твоя любовь. Какое там творчество. Это невозможно.

— Вы 4 или 5 раз были женаты?

Где-то около этого. Сам путаюсь иногда в показаниях.

— Почему не остановились на первой – не везло с женщинами или неуёмность — черта вашего характера?

Первая жена у меня появилась, когда я просто жил на гастролях. Это был период, когда я работал в группе «Здравствуй, песня». Мы месяцами гастролировали. Какая семейная жизнь? Завели ребенка, причем все участники группы одновременно сделали то же самое (и Сергей Мазаев, и все остальные). И потом одновременно все расстались со своими женами.

— Почему таким недолгим был ваш союз с предсказательницей Джуной? Это правда, что она передумала выходить за вас замуж во время свадебного застолья?

Правда. Практически во время свадебного застолья мы и расстались. Такое тоже бывает. Это было в прошлом веке, так что я почти ничего не помню. Это был такой угарно-пьяный период молодости.

— То есть вы ей делали предложение в угаре?

Наверно, да. С тех пор мы виделись раза два или три на каких-то мероприятиях.

— Вы воспитываете 5-х детей. Поскольку отговариваете других, то, смею предположить, не хотите, чтобы ваши дети к шоу-бизнесу даже прикасались?

Чтобы прикоснулись, хочу. Но не в плане того, чтобы выходить на сцену. Они у меня такие, что не особо и хотят. Мне надо было их собрать вместе, чтобы попали в один кадр. Нужна была для какого-то журнала фотография перед юбилеем. Так это была целая эпопея. Они от меня по горам в Австрии бегали. Видимо, в меня пошли. Пришлось их уже приструнить и сказать: «Это надо, считайте, что это часть работы, благодаря которой вы кушаете, учитесь и ездите за границу».

— Признайтесь, что вы испытали, когда под вашу песню «Давай за…» два наших лидера Путин и Медведев шли по Красной площади сразу же после выборов президента?

Честно говоря, не видел прямого эфира, потом смотрел на повторах. Прямо кадры из фильма «Титаник». За этим я видел глаза Константина Львовича Эрнста. Думаю, что все было срежиссировано им. Эффект был сильный. Песня такая неторопливая и два брутальных лидера идут из Кремля по Красной площади, ветер дует им в лицо и т.д.

— Это единственный раз, когда вы невольно прикоснулись к политике? Вы стараетесь в этой сфере разбираться?

Наверно, меня больше экономика интересует. Политика – это ответвление шоу-бизнеса, только денег гораздо больше и власти. И больше воздействия на голову. Поэтому я, конечно, совсем далек от политики. Я давно увлекаюсь фондовым рынком, поигрываю с ценными бумагами. Нормально «попал» во время последнего кризиса, просто забыл выйти из бумаг. Для меня это как хобби, хотя казино я не люблю и, вообще, в азартные игры не играю.

— Сколько у вас всего песен?

Не считал. Думаю, 300. Не так много, кстати.

— Сколько сегодня у вас коллективов и сольных исполнителей?

Примерно 10. Это очень много. Оптимально 2.

— Есть еще какие-то проекты, которые вы собираетесь создать?

Есть мысли, но очень сложно с кастингом для этих проектов, нужны специальные персонажи.

— Вы когда-нибудь перейдете к крупным формам или останетесь в песенной среде?

Перейду. Очень хочется сделать какую-нибудь музыку для оркестра.

— Как долго будут жить ваши песни после вас?

Не думал на эту тему. Какое-то время продержатся. Наверно.

— Думали ли вы на тему, что оставите после себя?

Честно говоря, не думал. Почему-то меня это не очень беспокоит.

— 50 лет это много или мало?

50 лет – это переходный возраст, но пока не понимаю, куда. До 50 лет я находился в таком возрастном промежутке от 20 до 25. Так я себя чувствовал, во всяком случае. Потому что я все время работаю с молодежью. А когда приблизился к 50-ти, то долго парился, писать ли на афишах: «50 лет». А потом подумал: «А чего скрывать?» Ну, 50! Тем более, что сейчас некоторые «тюнингованные» 40-летние женщины выглядят как 20 –летние девушки. А для мужика 50 – это вообще ничего.

— Что ждет поп-музыку в ближайшее время?

Она будет фоновым продуктом. Для фитнес-клубов, ресторанов, может быть, альбомы будут писаться специально для нового магазина. Радиостанции уйдут в Интернет. Но в первую очередь туда переместятся печатные СМИ.