Хронологические "Любэ"- полустаночки

Когда в конце 80-х Игорь Матвиенко создавал группу «Класс», он даже не предполагал, насколько успешным станет его проект. Его музыкальные эксперименты легли в основу Продюсерского центра, в котором выросло много замечательных коллективов. В их числе квартет «Девочки», трио «Иванушки интернейшнл» и легендарная группа «Любэ», речь о которой пойдёт в этой статье.

Игорь Матвиенко обладает уникальным даром истинного художника и к тому же природной скромностью. В отличие от своих коллег, он никогда не стремился выставлять на первый план собственную персону. Поэтому поклонники названных коллективов никогда не придавали значения имени Матвиенко, не воспринимали его, как обязательного и важного. Фамилия этого замечательного человека красовалась лишь на компакт-дисках и аудиокассетах с альбомами групп.

Идея создания нового музыкального коллектива появилась у Матвиенко в 1987 году. По задумке группа должна была иметь лёгкий национально-патриотический характер и обладать мужественным голосом. Начались долгие поиски главного вокалиста. На эту роль был избран Николай Расторгуев, некогда участник ансамбля «Здравствуй, песня» под руководством Матвиенко.

Говорят, что первое знакомство двух будущих партнёров состоялось на прослушивании именно в этот коллектив. Когда из ансамбля ушёл Сергей Мазаев, на его место потребовалась замена. «Присутствие нескольких вокалистов в одной группе в то время было модным явлением, - говорит Игорь Матвиенко. – Расторгуев выделялся среди других претендентов, но отличия были не в его пользу. Его внешность не соответствовала формату рок-бэнда. Жанр требовал худощавых, с измождённым видом музыкантов, а Николай выглядел крепышом. Тем не менее, он выучил произведения из репертуара «Здравствуй, песня» и пришёл на прослушивание. Я сразу воспринял его критически, на что Николай очень удивился: как так, выучил все песни и спел блестяще, а в коллектив принимать отказываются? А спел он действительно отлично. В конце концов, Коля убедил меня в том, что именно он необходим в группе и не ошибся. Кстати, стоит отметить, что песня «Дядя Вася» репертуара «Здравствуй, песня» в исполнении Расторгуева вошла и в самую первую пластинку группы «Любэ». Николай доказал, что является артистом высокого класса и в этом сомнений нет».

В те времена эстрада звучала приторно-сладкими голосами множества исполнителей и коллективов. Группа «Любэ» стала словно «селёдочкой с пряностями за общим столом». Попсовая мелодичность и лёгкость превосходно сочетались с текстами и драйвом отличного рок-н-ролла. Первый сценический образ «Любэ» был весьма агрессивным. На глянцевых постерах стояли парни в майках, через которые чётко выделялась мощная мускулатура. Их взгляд был серьёзным и суровым. К тому же в те времена мужчины из города Люберцы в Подмосковье заставляли трепетать не только простых граждан, но и представителей правоохранительных органов. Так называемые «любера», словно отважные воины, совершали набеги на Москву и близлежащие окрестности. Они держали в страхе не только столицу и Подмосковье, но и большую часть страны. И появление коллектива под названием «Любэ» заметили сразу. Пресса сразу представила группу, как яркого выразителя жизни и мыслей «люберских» хулиганов. Тем не менее, ни одна из песен «Любэ» не призывала к насилию и не намекала даже косвенно о похождениях и «подвигах» подмосковных героев. Ни в словах песен «Атас…Веселей, рабочий класс…» или «Клетки, клетки – вы словно шоколадные конфетки…», ни в каких-либо других строчках произведений не было и тени «люберской» идеологии. Возможно, по этой причине песни, написанные более 20 лет назад, актуальны и в наши дни.

Кстати, уже тогда поэты Александр Шаганов и Михаил Андреев писали тексты песен для дебютного альбома «Любэ». До этого Шаганов работал с хард-группой «Чёрный кофе» и Дмитрием Маликовым, а Андреев с группами «Форум» из Ленинграда и «Класс» Игоря Матвиенко. Самыми первыми были записаны песни «Батька Махно» и «Люберцы». Трудиться над ними начали 14 февраля 1989 года в студии «Звук», а также в студии в Московского Дворца молодёжи. В работе участвовали гитарист из коллектива «Мираж» Горбашов Алексей, истинный люберчанин Застров Виктор, а также Николай Расторгуев и Игорь Матвиенко. Эта дата стала днём рождения замечательной группы «Любэ».

Успех коллектива столь молниеносно застал его участников, что к предложению отправиться на гастроли они оказались совершенно не подготовленными. Для этого требовался определённый гастрольный состав, начался поиск нужных людей. В результате в группу вошёл бас-гитарист Александр Николаев, гитарист Вячеслав Терешонок, ударник Ринат Бахтеев, клавишник Александр Давыдов. Конечно, роль фронтмена занял Николай Расторгуев.

Первые гастроли

Первый гастрольный тур начался в конце марта 1989 г. Ближе к вечеру группа в полном составе прибыла во Внуково, чтобы полететь в Минеральные воды. К ним также присоединился солист коллектива «Класс» Олег Кацура. «Во время процедуры регистрации мы были взволнованы предстоящей поездкой и возбуждённо её обсуждали, говорит Александр Шаганов, - Николай Расторгуев сказал фразу, которую я не забыл до сих пор: «Ребята, я полтора года не ездил на гастроли, япона мать!...».

Самолёт приземлился уже заполночь, лил весенний дождь… До Пятигорска мы добирались автобусом. Наша гостиница располагалась в самом центре города, её вид напоминал «Дом колхозника». Все собрались в номере Расторгуева. Интерьер был незатейливым и весьма унылым – кровать, большой стол, невзрачные занавески, раковина и маленькое зеркало. Тем не менее, ужин прошёл весело, все шутили и смеялись, а разошлись уже на рассвете. Сам Пятигорск оказался прекрасным, после московского холода и слякоти кавказская весна одаривала теплом и завораживала своей красотой. Вокруг все ходили в лёгких костюмах, яркое солнышко и приветливый ветерок сулили, что всё будет замечательно. Уже вечером мы отправились в Железноводск, где был назначен наш первый концерт.

Выступление состоялось в небольшом кинотеатре, который совершенно не подходил для такого рода мероприятий. Там не было ни хорошего звука, ни приличного освещения. Даже отсутствовали примерочные, приходилось переодеваться за сценой. В первом отделении выступала «Любэ» с Николаем Расторгуевым. Вначале прозвучала песня «Я буду жить теперь по-новому», затем «Клетки», «Батька Махно» и другие. В перерыве, перед вторым отделением, я читал свои стихи. Помню, на мне был отличный пиджачок, позаимствованный у старого друга Пёрышкова Димы. Программу концерта завершал Олег Кацура. Зал был забит, но люди пришли посмотреть не на «Любэ», они с нетерпением ожидали выхода Олега. Песни в его исполнении, такие как «Нетелефонный разговор» или «Мы ребята просто класс» встречались бурными овациями. В общем, мы вернулись в Пятигорскую гостиницу в ужасном настроении. Лишь после глотка спиртного мы слегка расслабились.

Следующий день проходил примерно по тому же сценарию – с утра все снова поехали в Железноводск. Серьёзные лица музыкантов «Любэ» пытались скрыть неприятные воспоминания о произошедшем накануне «разборе полётов». Ребята молчали, будто предчувствуя заранее пустой зал кинотеатра. Концерт не состоялся, мы немного подождали и тронулись обратно. Не смотря на всё произошедшее, настроение коллектива стало понемногу улучшаться.

Конечно, потом «Любэ» сюда возвращалась неоднократно, проводила множество выступлений, были аншлаги. Но в марте 1989 года публика ожидала совсем других исполнителей и песен, давно полюбившихся им. Например, вся женская часть населения Минеральных вод была без ума от «Девочки синеглазой» из репертуара Белоусовой Евгении. Даже горничная нашей гостиницы, у которой ребята брали ключи, призналась в этом. Но нужно было готовиться ко второму концерту. В это время к нашему коллективу присоединился Игорь Селивёрстов. Тогда он был на пике своей популярности, вёл множество программ в Москве. Игорь взял на себя роль конферансье, благодаря чему наше выступление прошло гораздо веселее.

В последний день гастролей Игорь Матвиенко собрал всех на пикник в горах. Прекрасные пейзажи Кавказа, удивительно свежий воздух, Николай Расторгуев колет дрова для костра – это последнее, что я помню…».