И еще раз прямая речь от Игоря Матвиенко, которого можно "назвать первым настоящим российским продюсером в западном понимании этого термина". Для нас он ценен потому, что никогда не увлекается сегодняшним мгновением, а мыслит более масштабно, и соответвенно так ведет свой музыкальный корабль - с дальним прицелом. Рекомендую читать всем, кто хочет заниматься музыкальным менеджментом. 29 января в "Крокус-Сити холл" звезды российской эстрады и представители бизнес-политического истеблишмента заблаговременно поздравят с 50-летием композитора и продюсера Игоря Матвиенко. Собственно, юбилей грянет 6 февраля. Накануне торжественного мероприятия создатель "Любэ" и "Иванушек Интернэшнл" дал интервью нашему обозревателю. - Игорь, тебя, вероятно, можно назвать первым настоящим российским продюсером в западном понимании этого термина. Твои известные предшественники в данном амплуа - Виктор Векштейн, Ованес Мелик-Пашаев, Юрий Айзеншпис, Бари Алибасов и другие - являлись, скорее, директорами или менеджерами своих проектов. Ты же именно продюсировал своих исполнителей - создавал им репертуар, искал правильный звук, аранжировки и т.п. Мне слово "продюсер" и раньше особо не нравилось, и сейчас тоже. У нас с союзных времен, когда создавались первые отечественные ВИА, фигурировали в филармониях, помимо артистических, две должности: художественный руководитель и музыкальный руководитель. Первый осуществлял общее руководство коллективом, был вроде менеджера. А второй занимался творческой стороной. Все перечисленные тобой люди были по сути худруками. К тем, кто сочетал обе функции, я бы отнес, скажем, создателя "Веселых ребят" Павла Слободкина. А меня, думаю, правильнее всего назвать музыкальным руководителем. Продюсер же - просто словечко, которое к нам занесло в начале 1990-х из иностранного кино. - Ты согласен с мнением, что все проекты твоего центра изначально просчитаны? Есть бойз-банды, герлз-банды, народно-патриотическая группа... То есть Матвиенко заранее решает, каких артистов нужно предложить публике, затем подыскивает подходящие кандидатуры, а потом "под них" пишет песни? Если оставить за скобками "Любэ", то такой принцип я использовал, когда создавал группу "Класс" - этакий существовавший в начале 1990-х русский вариант Duran Duran и "Иванушек". Я подбирал исполнителей уже под написанный мною материал. Так продолжалось до моего прихода на первую "Фабрику звезд". Там мне были даны некие молодые артисты, из которых я стал создавать группы. - Почему именно тебя пригласили возглавить первую "Фабрику"? Судя по ее дальнейшей истории, порулить этим проектом желали многие представители нашего шоу-бизнеса. Наверное, руководители "Первого канала" считали, что в данной теме я разбираюсь лучше других. Тем более что с этим каналом вся моя жизнь как-то связана. Я дебютировал в его эфире еще в 1977 году, сыграв в джазовом дуэте песню "В лесу родилась елочка". - Ты сравнивал артистов твоей "Фабрики" с теми, кто появился потом на "фабриках" Крутого, Пугачевой, Меладзе? Можешь по прошествии лет сказать, что первая "Фабрика" была самой сильной, интересной, успешной? В общем-то могу. Хотя бы потому, что наибольший процент моих "выпускников" по сей день выступает в различных программах. Да и рейтинговые показатели у той "Фабрики" оказались очень приличные. Именно поэтому проект продолжился. Сначала ведь планировалась только одна "Фабрика звезд". На смену ей должен был прийти другой лицензионный проект - "Большой брат", совсем немузыкальная передача. После успеха первой "Фабрики" ее опять предложили возглавлять мне. Но я так физически и морально истощился на этом проекте, что от дальнейшей работы отказался. - Когда у Николая Расторгуева начались проблемы со здоровьем, потребовавшие серьезного лечения и операции, ты не думал, что с "Любэ" придется заканчивать? Или подыскивать группе нового фронтмена... Нет, таких мыслей у меня не возникало. И потом, Коля - крепкий, люберецкий паренек. Я надеялся, что он выкарабкается и все будет нормально. - Ты по складу своему интроверт. Расторгуев, особенно в близкой компании, человек душевный и общительный. Плюс к тому "с режимом" (в спортивном смысле этого выражения) он не особо дружит. Как вам удается столько лет поддерживать фактически бесконфликтные взаимоотношения? У нас с Николаем такие отношения, какие нередко бывают у супругов. Люди видятся нечасто, но долго живут вместе. Мы с Расторгуевым тоже иногда по полгода не видимся и, когда встречаемся, очень рады друг другу. И на одном застолье в противофазу не попадаем. Коля в такие моменты - душа компании. Сыплет остротами, любит всех, готов каждому отдать часы и последнюю рубашку. Какие тут конфликты? - Продюсеру Матвиенко за годы работы пришлось пережить много моментов, когда артисты срывали концерты, гастроли, съемки по причине, гм... недисциплинированности? Таких случаев было четыре-пять - не больше. "Корни", помню, однажды из Турции, кажется, не смогли вовремя улететь. Не прибыли в аэропорт "по состоянию здоровья". Потом прилетели в Москву за свой счет и были мною оштрафованы. - Расторгуева ты бы в случае чего тоже оштрафовал? Он человек старой закалки. В любом состоянии, если надо, приедет куда требуется. - Как ты отнесся к тому, что "Любэ" вдруг стала едва ли не главной группой страны? Владимиром Путин приглашает ее на приватные аудиенции... Мне было удивительно, когда Владимир Владимирович пришел на выступление "Любэ" в Сочи. Я в тот момент вообще находился в Италии. Видимо, творчество "Любэ" Путину просто нравится. А мне, к слову, импонирует образ Путина. Когда он переизбирался на президентский пост, я поехал в Выхино, где давно уже не живу, но по-прежнему прописан, чтобы за него проголосовать. Чисто внешне мне наш премьер-министр интересен. Я бы с удовольствием сделал группу, в которой Путин был бы фронтменом. Еще Александра Рыбака сразу взял бы в свой центр. - И какие проекты ты бы им предложил? Путину - что-то близкое к "Любэ". Рыбаку - лирические песни, которым хорошо бы подошли его открытый взгляд и улыбка. - Будучи композитором, ты тем не менее подбираешь исполнителей по визуальному признаку? Конечно. То, что называется харизмой, для меня определяющий фактор. Кто сказал, что в поп-музыке обязательно хорошо петь? В роке, джазе "живая" игра и пение необходимы. А поп-музыка - жанр с особой спецификой. Понятно же, что Мадонна не обладает вокальными способностями. Но она харизматична, современна и провокационна. А профессионалы-вокалисты, как правило, нарциссы. Заняты любованием собственным голосом и мало думают о правдивом сценическом образе. И тогда вся идея рассыпается. Поэтому я люблю фонограмму, вылизанную в студии, чтобы на сцене артист был уже сосредоточен на визуальной подаче своего номера. - Игорь Крутой, пройдя 50-летний рубикон, словно почувствовал, что пора ему реализовать себя в чем-то более значительном, чем сочинения формата "Песня года". И начал сотрудничать с Ларой Фабиан, Дмитрием Хворостовским. У тебя еще не созрела потребность выйти за пределы поп-формата? Безусловно, чего-то иного хочется. И практически всем музыкантам в этом возрасте - от Стинга до Крутого - это "что-то" видится связанным с симфоническим оркестром или чем-то академическим. Я, например, по образованию хормейстер. В новогодние праздники катался в Австрии на лыжах, а по вечерам сидел в отеле и для души писал партитуры хоровых партий, восстанавливал навыки. Мне понравилось. Наверное, это старость... |