Коллектив «Любэ» в таком составе существовал не долго, уже в следующем 1990 году начались кадровые перестановки. Место ударника занял Рипях Юрий, а клавишника Локтев Виталий. Но вскоре Юрий ушёл, его ждал собственный проект с Алёной Свиридовой. Практически сразу семейные обстоятельство вынудили басиста Сашу Николаева также покинуть группу. Вместо него пригласили Александра Вайнберга, который позже стал соло-гитаристом. А за бас-гитару взялся Сергей Башлыков, ныне руководитель немецкой школы гитаристов. Такие перестановки внутри группы продолжались длительное время. В «Любэ» отметились Зенин Олег и Насибулин Евгений. Кстати, Олег и Александр Вайнберг в последствие создадут совместный коллектив под названием «Наше дело». Сегодня же в состав «Любэ» входят следующие участники: Признание Уже с конца 1989 года песни группы «Любэ» прочно закрепляют за собой позиции во всех хит-парадах. Такие шлягеры, как «Не рубите мужики», «Атас», «Не валяй дурака, Америка» становятся не просто лидерами отдельных концертов, а приобретают всенародное признание. Они оказываются настолько притягательными, что их по достоинству оценивает как попсовая тусовка, так и рок-почитатели. Как-то даже Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона», в интервью для издания «Аргументы и факты» сказал, что «Любэ» - один из лучших коллективов. У Егора есть все их альбомы. Известный своими язвительными заметками в адрес попсовых исполнителей критик Артемий Троицкий также не раз хорошо отзывался о «Любэ». По его мнению, песня «Комбат» стала лучшей в 1996 году. Хотя однажды случился неприятный инцидент, выразивший своей сутью длительную борьбу идеологий любителей попсы и приверженцами рока. Это произошло в 1990 году во время презентации последнего альбома группы «Кино», увидевшего свет уже после смерти легендарного Виктора Цоя. Николай Расторгуев оказался за одним столом с Юрием Шевчуком, руководителем «ДДТ». Николай поднял тост за погибшего музыканта и произнёс в его честь глубокую пламенную речь. Юрий что-то не до конца расслышал и, будучи горячим и вспыльчивым человеком, в мгновение ока кинулся к Расторгуеву с кулаками. Обещающее быть кровопролитным столкновение удалось предотвратить. Спустя несколько лет ребята вновь встретились и обнялись, словно старые друзья. Постепенно между ними зародились и окрепли хорошие приятельские отношения. В этот же период появляется знаменитая гимнастёрка, ставшая ныне легендарной. Первый раз Расторгуев надел её на съёмках «Рождественских встреч» с Аллой Борисовной Пугачёвой. «Именно она дала мне совет исполнять песню «Атас» в военной форме, – говорит Николай. – Алла Борисовна привела аргументы: нужно выглядеть в духе времен Жеглова и Шарапова, чьи имена упоминаются в произведении. Думал, что в гимнастёрке я буду лишь в этот раз. Но получившийся образ так приглянулся зрителям, что меня уговорили использовать его впредь. К тому же основной наш репертуар состоит из песен на военную тему. Сложилось впечатление, что мы только об этом и поём. Теперь нередко к нам приходят поэты и предлагают свои тексты о войне. Мне хотелось бы разрушить этот стереотип, прочно укоренившийся в умах наших поклонников». Но однажды с гимнастёркой случилось несчастье. Побывав в химчистке, она сильно села. Теперь Николай размышляет, где бы достать новую. Таких, как прежняя, теперь не шьют. Второй альбом коллектив «Любэ» выпускает уже в 1992 году. Новые песни принимаются публикой и становятся хитами. Самые популярные из них – «Не валяй дурака, Америка», «Давай, наяривай», «Помилуй, Господи, нас грешных» и ряд других. На произведение «Не валяй дурака, Америка» сразу сняли превосходный анимированный ролик, получивший приз «Лучшая режиссура» на знаменитом Каннском фестивале. Для России этот клип стал прорывом в жанре. Кстати, в нескольких кадрах ролика можно увидеть Андрея Григорьева-Аполлонова из коллектива «Иванушки Интернейшнл», здесь он выступает в роли танцора. В 1994 году выходит очередной альбом – «Зона Любэ». Его используют в качестве саундтрэка к фильму с одноимённым названием. С этого момента Николай Расторгуев устанавливает прочные отношения с кинематографом. В фильмографию певца входят ещё две картины – «Чек» и «На бойком месте». Возможно, что это не предел. В золотой фонд коллектива также включены две песни из кинофильма «Зона Любэ» - «Конь» и «Младшая сестрёнка». Группа начала работать над следующим альбомом под названием «Комбат» уже в 1995 году, перед самым юбилеем Великой Отечественной войны. В планы также входило создание клипа на военную тематику, но в сроки не вписались. Песня появилась в том же году, в самый пик Чеченской войны. Альбом же увидел свет лишь в 1996-ом. Его лучшими хитами стали такие произведения, как «Главное, что есть ты у меня», «Улочки московские» и «Самоволочка». В 1997 году «Любэ» создала сборник «Собрание сочинений» и лирические «Песни о людях» , куда включила лучшие свои творения. Вошло в альбом и самое любимое произведение Расторгуева – «Там, за туманами». Во время многочисленных съёмок происходили всевозможные курьёзы. Самый запоминающийся случился в период создания клипа к песне «Ребята с нашего двора». «По распоряжению Артёма Михалкова, - говорит Николай Расторгуев, - для съёмок утренней Москвы всем нужно было подойти в субботу в 5 часов утра. А я не привык ориентироваться согласно дням недели, воспринимаю время только по числам месяца. И вот вместо субботы появляюсь возле условленного ресторана «Эльдорадо» в пятницу. Вокруг абсолютно никого – ни своих коллег, ни людей, ни поливочных машин. Ну устрою сейчас я разборки думаю, а потом вдруг понимаю, что сегодня пятница. Артём над этим случаем ещё долго потом смеялся». Последними альбомами из дискографии коллектива «Любэ» стали live-альбом «Песни из концертной программы» и альбом «Полустаночки». «Маленькая железнодорожная станция называется полустаночком, - говорит Николай, - часто на ней не останавливаются поезда, а лишь слегка притормаживают. Таких полустаночков по всей стране огромное число. Но для нас это не просто очередная остановка. Словно вместе с поездом мы вдруг притормаживаем и задумываемся о чём-либо очень важном, жизненном. Вот песня «Дворовые друзья» - это добрая ностальгия, будто продолжение произведения «Ребята с нашего двора». Или «После войны»… В ней отсутствует слово «комбат», нет строк на военную тематику. Но что-то цепляет, берёт за душу. На «Рождественских встречах» с Аллой Борисовной мы пели очень весёлую и даже немного безбашенную песню про ветер, была также и про Москву и ещё много других. Особенно я отмечу произведение «Солдат», оно очень актуальное и обладает огромной силой, духом и энергетикой. Разве могут не трогать душу такие слова, как «Ты дай им там прикурить, товарищ старший сержант, я верю в душу твою, солдат». Иногда встречаются очень простые и незамысловатые фразы, но всё же они очень точны». Песни «Любэ» не пахнут деньгами Каждый период моей ещё недолгой тридцатилетней жизни надёжно хранится в файлах памяти, связанных с музыкой. Самый первый альбом «Динамика» коллектива подарил мне возможность научиться игре на гитаре, погружённый в творческую работу над «Воскресеньем» я встретил первую любовь, а вот знаменитые хиты «Машины Времени» провожали меня в армию… Когда я выполнял долг перед Родиной, группа «Любэ» создала такие шедевры, как «Атас», «Люберцы», «Клетки», «Батька Махно»… Мы всем отрядом каждые выходные крутили маленькую магнитолу ради этих хитов. Вот если бы старшина не был таким упёртым, вполне вероятно, что песня «Батька Махно» стала бы нашей строевой. Очень полюбились нам её слова и мелодичная музыка. Слушая теперь шлягеры группы «Любэ» того времени, я мысленно погружаюсь во времена армейской службы. А вспоминаю только хорошее, неприятное забывается. Впрочем, это относится абсолютно ко всем произведениям коллектива и Игоря Матвиенко. Даже, не взирая на, то, что названные люди реализуют коммерческий проект, их работа деньгами не пахнет. Хотя скажу честно, тема войны в песнях трогает моё сердце меньше, чем ностальгирующая лирика, типа такой, как «Ребята с нашего двора» или «Дороги». А вот «Там, за туманами» на мой взгляд – лучшее произведение группы за последнее десятилетие. Оценивая творчество «Любэ», как профессионал, я не нахожу моментов, за которые можно критиковать группу. Но также не могу разгадать формулу её невероятного успеха. В звуке и манере исполнения Николая Расторгуева вроде бы нет нечего такого сверхоригинального. Но всё же с чуть заметной хрипотцой голос главного вокалиста, простые мелодии гармони и гитары продирают до мурашек. Все песни из альбома «Полустаночки» я услышал ещё до его официального выхода в продажу. Николай прокрутил их для меня. Уже тогда я понял, что все эти произведения станут хитами. Они такие же привычные, как и прежние песни «Любэ», такие же простые и вместе с тем глубокие и современные. |