Арабы называют эту страну Эль-Магриб или Эль-Магреб эль-Акса, что означает «страна дальнего Запада», европейцы — Марокко (по имени одной из ее древних столиц — Марракеш, что означает «красный» или «прекрасный»), историки — Шерифским государством, путешественники — Холодной страной с горячим солнцем, поэты — Краем золотого заката. История Магриба (так когда-то называли Северную Африку) по-восточному цветиста. В Марокко в свое время «отметились», оставляя после себя языки, религии и обрывки архитектурных стилей, карфагеняне, римляне, берберы, португальцы и испанцы. Марокко — одно из государств Магриба, занимающее крайне западную часть арабского мира. Как европейцы конца XV века обращали в христианство американских индейцев, так и мусульмане за несколько веков до этого двигались на запад, чтобы достичь Эль-Магреб-эль-Акса и обратить в свою веру европейцев, насаждая мусульманскую цивилизацию... Вдохновленный учением Корана, один из первых арабских миссионеров — Сиди-Окба-ибн-Нафи — в 666 году во главе кавалерийского отряда отправился на запад покорять язычников, христиан и евреев и через 18 лет дошел до Марокко. Арабские летописи говорят, что в долине Сус, неподалеку от города Труданта, Окба разбил огромную армию берберов, настолько большую, что «один лишь Аллах мог сосчитать ее воинов». По легенде, дойдя до берега Атлантического океана, Окба направил своего скакуна в воду, крича: «Аллах! Если бы это море не остановило меня, я бы мог пойти дальше, в «закатные земли», до конца жизни обращая в ислам неверных!» С тех пор много веков Марокко было сильнейшим государством, но к концу XIX века самоизолировалось и стало настолько бедным и слабым, что уже к началу ХХ века позволило европейским державам колонизировать его. За влияние в этой стране соперничали Британия, Франция, Германия и Испания. Несколько десятилетий страну раздирали на части, делили и перекраивали, но в 1956 году султан Мухаммед-бен-Юсуф принял имя короля Мухаммеда V и стал первым правителем независимого Марокко. ...Ничегонеделание — национальная черта марокканцев. Более четверти местного населения безработные, а остальные предпочитают действию праздность. Мужчины часами сидят на улице без дела, а женщины... впрочем, увидеть хотя бы одну сидящую без дела нам так и не удалось! В провинции мусульманки одеваются традиционно. В столице можно встретить девушку-сту- дентку с открытым лицом, в джинсах и обтягиваю-щей майке. В деревнях же все наоборот — черная ткань на лице и бесформенная джелаба до пят. Входить в мечети в Марокко немусульманам категорически запрещено. Это правило в свое время ввел генерал-резидент Марокко маршал Лиоте. Времена колонизации давно прошли, а введенный французами запрет так понравился, что ему следуют до сих пор. Путешествующий по Марокко европеец довольно скоро замечает, что марокканцам все время что-то от него нужно: то один дирхем, то сувенир, то поменяться часами... А об их таланте торговать впору слагать легенды. Продавая какую-нибудь вещь, хозяин поднимает цену приблизительно в 300 раз. Просто так, чтобы поторговаться. МарракешМарракеш, расположенный у подножья гор Высокого Атласа, дал название всей стране. С 1062 года он стал столицей гигантской империи и оставался ею долгое время. Одной из главных достопримечательностей Марракеша является Дворец Бахия, что в переводе означает — «дворец красавицы». Его построил для одной из своих 24 законных жен Сиди Мусса — Великий Визирь султанов Мулай-Хассана и Мулай-Абд-аль-Азиза. Уже после начала строительства Визирь постоянно приобретал все новые и новые участки по соседству. Его дворец постоянно разрастался. В результате после 7 лет строительства он превратился в настоящий лабиринт. После смерти Великого Визиря Сиди Муссы дворец был разграблен. Марракеш — традиционно был центром древней гомеопатии. В глазах людей марракешский аптекарь становился кудесником и последней надеждой больного. Говорят, местные знахари еще хранят секреты снадобий из арсенала таинственных магрибских колдунов, когда из серой амбры получали приворотное снадобье, коралл пользовали при болезнях сердца, а рог носорога — при сексуальных расстройствах. Кажется, с древних времен в марракешских аптеках мало что изменилось. В любой из них можно купить практически все — от волшебных специй к мясу до лекарств от бронхита, насморка или астмы. ЭссуэйраЕще совсем недавно Эссуэйра была известна под другим, португальским названием — Могадор. Могадор основал султан Мухаммед-бен-Абдаллах как свободный порт для европейцев и марокканских евреев, связанных с транссахарской торговлей золотом, слоновой костью и черными рабами. Позднее город стал центром кровожадных пиратов. И к XIX веку разбогател настолько, что многие марокканские евреи решили переехать сюда окончательно. Евреи и европейские торговцы в Эссуэйре быстро нашли общий язык. Дело в том, что граждане, нанимавшиеся на работу к европейским купцам, освобождались от уплаты налогов султану. Такое положение вещей позволяло, например, ростовщикам, официально работавшим носильщиками, получать баснословные барыши. Кстати, именно в окрестностях Эссуэйры марокканцы добывали бесценный темный сахар, который потом обменивали на восхитительный каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии морем. Пропорции были просты — килограмм сахара на килограмм мрамора... Главным архитектором Эссуэйры был инженер-европеец Теодор Корню. Еще до того, как попасть в плен к султану Мухаммеду-бен-Абдаллаху, Корню стал известен проектами крепостей во французской провинции Лангедок-Руссильон. Собственно, и само название Эссуэйра означает «крепость». Перекрестный огонь двух установленных Корню круглых бастионов делал город неприступным со стороны моря, не оставляя нападавшим никаких шансов. Сейчас о былом величии Эссуэйры говорят лишь крепостные стены, точнее, расположенные на них старые пушки. Сегодня Эссуэйра мало чем отличается от обычных бедных приморских городов Марокко. Злые языки утверждают, что ее «золотой век» кончился в 1967 году, когда отсюда на восток эвакуировали всех евреев... КасабланкаКасабланка является символом современного Марокко, будучи больше похожим на города юга Европы, чем на любой другой из крупных североафриканских городов... За долгую историю Касабланка пережила несколько взлетов и падений. В VII-VIII веках на этом месте существовало небольшое берберское поселение Анфа, когда-то бывшее столицей берберского государства Бергоуата. В средние века жители Анфы торговали с Италией, Испанией и Португалией. Позднее в порту Анфы нашли прибежище пираты, нещадно грабившие европейские торговые корабли. В середине XV века разгул пиратства у берегов Марокко достиг таких масштабов, что португальцы, больше других страдавшие от нападений на море, решили навсегда покончить с пиратами. В 1468 году они направили в Анфу карательную экспедицию. Город был взят штурмом и сожжен дотла. Однако спокойствие в прибрежных водах длилось недолго. В 1515 году пиратские набеги возобновились и португальцы направили в Анфу вторую военную экспедицию, снова разрушившую город. В районе порта португальцы построили колонию и оборонительные укрепления. Форт и город они назвали Каза Бранка, то есть «белый дом» — поскольку в центре города стояло белоснежное здание, служившее путникам ориентиром. В 1755 году Каза Бранку разрушило лиссабонское землетрясение, не оставившее от города камня на камне. Лишившиеся укреплений португальцы под давлением войск султана Мухаммеда-бен-Абдаллаха покинули Каза Бранку. Арабы перевели название города на свой язык. Получилось — Дар-эль-Бейда. Но часто бывавшие в этих местах испанские торговцы из Кадиса и Мадрида называли город на свой манер — Касабланка, которое и сохранилось до наших дней. Теперь многие марокканцы ласково-сокращенно называют свой город просто Каса. Одна из фраз Корана гласит: «Трон Аллаха находится на воде». В Касабланке на берегу океана стоит одна из самых больших и прекрасных мечетей мира — мечеть Хассана II. Это самая западная и вторая в мире по величине мечеть после Мекки. Удивительно, но ее архитектор — француз Мишель Пинсо — даже не был мусульманином. Высота минарета мечети 200 метров. Это самое высокое религиозное сооружение в мире. Минарет на 30 метров выше знаменитой пирамиды Хеопса и на 40 метров — собора Святого Петра. Одновременно в мечети Хассана II могут молиться 20 тысяч верующих и еще 80 тысяч — на площади возле нее. Общая стои- мость этого грандиозного сооружения составила около 800 миллионов долларов. Причем это — пожертвования верущих. Мечеть Хассана II — одно из немногих религиозных сооружений в Марокко, куда пускают немусульман. Внутри зал для молитв украшен 78 колоннами из розового гранита, полы устланы плитами из золотистого мрамора и зеленого оникса, а центральная часть крыши может раздвигаться. Заплатив 100 дирхемов (около 10 американских долларов), любой желающий может попасть внутрь и сфотографировать все это великолепие. ФесЭтот удивительный и таинственный город был основан почти 1200 лет назад великим марокканским святым Мулай-Идрисом I. С начала IX века Фес — столица и духовный центр Марокко.Говорят, своим названием этот город обязан обыкновенному инструменту — мотыге. По легенде, святому Мулай-Идрису подарили мотыгу из золота и серебра. Ею он и очертил границы крепости, которой суждено было стать столицей династии Идрисидов — первой арабской династии Марокко. Вряд ли Мулай-Идрис предполагал тогда, что Фес станет столицей империи, простиравшейся от Испании до Сенегала... «Фес — это африканские Афины, это таинственная столица Магриба, где в запрятанных уголках, тесных улочках и древних арабских дворцах еще таятся великие предания прошлого», — говорили о Фесе иностранцы. Сами фесцы считают, что обладают особым характером, сложившимся из благородства арабов, утонченности испанцев, хитроумия евреев и терпимости берберов. Первоначально основное население города составили 8 000 арабских семей, изгнанных христианами из Андалусии, Кордовы, Севильи и Гранады. Через 100 лет к ним присоединились еще 2 000 семей из местечка Карауин в Тунисе. Так образовался большой город. В Фесе говорят: «Все дороги ведут к Карауину». В 859 году в память об отце женщина — беженка из Туниса — Фатима-эль-Фериа основала карауинскую мечеть. Когда-то она была самой большой в Северной Африке, и каждая из правивших династий считала своим долгом достроить и приукрасить ее. В давние времена Кара- уин — самый западный университет ислама — был известен на весь мир. Сюда приезжали учиться богословию и мудрости студенты со всего Магриба и из Мессира, как тогда называли Египет. Оказывается, именно с Карауином связано происхождение известного выражения «халиф на час». На ежегодном празднике студенты выбирали себе правителя на неделю — от пятницы до пятницы. Вечером в день избрания халиф-студент ехал в гости к настоящему правителю, и тот целый час принимал его как равный равного. Усыпальница основателя города — Мулай-Идриса считается одним из самых священных мест мусульманского Марокко. Сюда стремятся попасть паломники со всей страны. Узкие извилистые улочки медины, шум и сутолока восточного базара соединяются в Фес-эль-Бали в непривычную для европейца картину. Заблудиться здесь можно в несколько минут — более 9,5 тысяч улочек и переулков не имеют названий. Самая старая медина Марокко просто делится на районы — ткачей, сапожников, гончаров, ковроделов. Эти улочки, пожалуй, самые узкие в мире. Идя по некоторым, касаешься стен обоими плечами. С XIV века в красильнях и дубильнях Шуара обрабатывают и красят кожу и шерсть. Когда-то здесь использовали исключительно натуральные красители. Теперь — химические. Времена изменились, но старая мастерская так и осталась на прежнем месте. Кстати, местные жители совершенно уверены, что головной убор, который мы привыкли называть феской, придумали не где-нибудь в Египте или Турции, а в Фесе. И именно в честь их родного города он и получил свое название. ТанжерСогласно греческой мифологии, этот город основал сын Посейдона и Геи — Антей. Когда Геракл задушил Антея, оторвав его от земли, город назвали по имени его вдовы — Тинги. Позднее название Тинги трансформировалось в Танжер. Порт Тинги упоминали еще карфагенские путешественники в 500 году до нашей эры. Финикийские моряки, вероятно, бывали здесь и ранее. После падения Карфагена Тинги вошел в состав берберского королевства Мавритании. Позднее, во времена правления императора Диоклетиана, Тинги был колонией Великой Римской империи, столицей мавританской Тингитании и частью Византийской империи. К XIV веку Танжер превратился в один из главных средиземноморских портов, куда часто заходили парусники из Европы, груженные тканями и металлом, которые на местных базарах меняли на кожу, ковры, сахар и пряности. Почти 300 лет город, занимавший уникальное географическое положение на стыке Африки и Европы, переходил из рук испанцев в руки португальцев и англичан. Настоящим яблоком раздора для Европы Танжер стал в конце XIX века. За него боролись Франция, Испания, Великобритания и Германия. В 1906 году была созвана специальная конференция, на которой Марокко поделили на зоны влияния: испанскую и французскую. А Танжеру, который так и не смогли поделить, был присвоен статус особой зоны под управлением международной комиссии. Войти в состав королевства Марокко город смог только после 1956 года, когда была объявлена независимость всей страны. Танжерскую касбу, или крепость, построили португальцы в 1771 году. За материалом далеко ходить не пришлось — им стали сохранившиеся обломки строений времен Римской империи. Со смотровой площадки в касбе как на ладони виден Гибралтарский пролив и горы на его испанской стороне. В 18 километрах от города на берегу моря находятся знаменитые Геркулесовы пещеры. Нам так и не удалось понять, имеют ли эти пещеры отношение к герою греческой мифологии. А вот престарелый служитель рассказал, что еще до объявления независимости богатые европейцы любили устраивать в этих пещерах пикники, на которых в качестве угощения подавали только ледяное шампанское и гашиш... МекнесМекнес основали в Х веке берберы-зенеты. Выходцы из засушливых краев, они нашли здесь обилие воды, плодородные земли и оливковые рощи. Место это так и назвали — Оливковый Мекнес. В эпоху Альморавидов здесь возник укрепленный город. А в XVII веке Великий султан Мулай-Исмаил превратил Мекнес в главный город своей обширной империи. Городская тюрьма в Мекнесе была построена по личному приказу Мулай-Исмаила. Это глубокое подземелье площадью 7 на 7 километров теперь частично разрушено землетрясениями. Сегодня двери подземной тюрьмы открыты, но даже немногие местные жители отваживаются спускаться в нее — в Мекнесе уже нет человека, которому были бы известны все хитросплетения лабиринтов, уходящих под землю далеко в глубь города. Современник французского короля Людовика XIV, Мулай-Исмаил стремился установить торговые связи с Францией. Могущественные суверены обменивались богатыми подарками. Султан присылал французскому монарху диковинных для Европы страусов, тигров и львов, получая в ответ дорогое оружие, часы и ткани. Мулай-Исмаил даже предлагал Людовику XIV принять ислам. В 1699 году марокканское посольство имело большой успех при французском дворе. Послы так расписали султану достоинства герцогини де Конти, дочери Людовика и мадемуазель де Лавальер, что Мулай-Исмаил решил просить ее руки. При французском дворе предложение вызвало панику. Но, набравшись смелости, французы все-таки решили дать отказ. В шикарной усыпальнице Мулай-Исмаила, куда удалось попасть нашей группе, по сей день идут часы, присланные султану королем Франции в качестве компенсации за отказ красавицы-герцогини. Долина 1 000 касбКогда-то ничем не примечательный городок Эрфуд, расположенный неподалеку от границы с Алжиром, служил хорошо укрепленным форпостом французских колонизационных войск в Марокко. Сейчас здесь находится закрытая военная база марокканской армии. Восточней Эрфуда лежит долина Дэйдс с огромными 200-метровыми песчаными холмами. Трудно поверить, но именно в этих зыбучих песках местные жители добывают мрамор. В 70-х годах французские геологи обнаружили в северной части Сахары редкий черный и коричневый мрамор. Он буквально валялся у них под ногами. Старожилы утверждают, что когда-то над этим песком возвышалась большая мраморная гора. Но прошло несколько десятилетий, гору распилили и отдельными глыбами вывезли на фабрику. Второе название долины Дэйдс — долина 1 000 касб, или крепостей. Каждая касба представляет собой укрепленную деревню, в которой живут 1 000 и более семей. Как правило, касбы строили вокруг ксара, что по-арабски означает «дворец». В этих засушливых местах касбу или ксар закладывали там, где есть хоть какая-нибудь вода. А новому строению давали имя его основателя. Так и появились на свет касба Скура или ксар Акбар. Штукатурить или тем более красить дома в Марокко принято только в крупных городах. В глубинке же оседлые жители вместо штукатурки покрывают дома раствором глины и грязи, взятыми буквально из-под ног. Большинство же домов просто сложены из камней, найденных рядом. Считается, что в долине Дэйдс самые вкусные во всем мире финики. Финиковые пальмы растут здесь уже тысячелетиями. И, наверное, столько же местные жители лакомятся их плодами. В год с одного дерева их можно собрать до 50 килограммов. Кстати, изданный недавно в Марокко закон категори- чески запрещает рубить эти пальмы. Свежие финики очень питательны, достаточно нескольких штук, чтобы насытиться. Говорят, даже сам пророк Мухаммед две недели питался исключительно финиками и молоком... РабатНазвание современной столицы Марокко произошло от слова «рибат», то есть — «укрепленный монастырь», где располагался гарнизон монахов-солдат. Город был основан в XII веке как арабский военный форпост на берегу Атлантического океана. Рабат — один из четырех «имперских» городов Марокко, наряду с Марракешем, Фесом и Мекнесом. Он построен в одной из пяти долин Марокко — «эль эрба», что значит «запад» или «западная долина». Своего расцвета город достиг во времена «священной войны» мусульманского Марокко с Испанией. Марокканский султан Абд-эль-Мумен и его воинственный внук Якуб-эль-Мансур превратили Рабат в неприступный форт. Название главной крепости города — Касба Удайя — происходит от названия одного из берберских племен — удайя, составлявшего ее первый гарнизон. Центральная улица крепости — Джемаа. Здесь стоит самая древняя мечеть города, построенная еще в 1150 году. Но одна из главных достопримечательностей «Касбы Удайя» — прекрасный сад с цветами и апельсиновыми деревьями. Внук Абд-эль-Мумена, амбициозный Якуб-эль-Мансур, хотел увековечить память о себе, построив в Рабате вторую по величине в мире мечеть. В колоссальной по тем временам мечети все его многочисленное войско должно было молиться одновременно. Говорят, будто ступени внутри сделаны так, чтобы воинственный султан мог подняться наверх для призыва войска к молитве, не слезая со спины жеребца... Однако закончить «стройку века» ему было не суждено. Со смертью Якуба-эль-Мансура строительные работы прекратились и мечеть так и осталась недостроенной. 360 сохранившихся каменных колонн должны были поддерживать гигантскую крышу. Но лиссабонское землетрясение 1755 года разрушило большую часть построенного. Единственным современным строением возле мечети Хассана стал мавзолей Мухаммеда V — короля, при котором Марокко обрело независимость от Франции. Лишь через 10 лет после этого события — в 1971 году— король Марокко Хассан II по сложившейся традиции решил увековечить память своего отца в мозаике, мраморе и золоте. Впрочем, вернемся к истории. Марокканское владычество в Испании, начинавшееся как раз из Рабата, продолжалось до 1609 года, до тех пор, пока испанский король Филипп II, стремившийся очистить страну от мавров, заставил их покинуть Испанию. Потомки мавров-завоевателей, многие из которых забыли или никогда не знали арабского языка, или вовсе стали христианами, вернулись в Рабат, как говорят, на историческую родину. Поначалу испанским маврам в Марокко трудно было найти общий язык. Но потом в Рабате их объединило весьма опасное и доходное занятие — пиратство. С 1621 по 1647 год на берегах Бу-Регрега образовалась настоящая пиратская республика, заставившая считаться с собой самые могущественные державы Европы. При частых в этих местах туманах суда садились на мели у берегов. Кровожадные арабы подплывали к кораблям на маленьких лодках, грабили и убивали моряков. Вплоть до 1845 года могущественные европейские монархи даже платили ежегодную подать марокканскому султану, чтобы обезопасить свои корабли. Но тщетно... Рабат сегодняшний представляет собой мирный столичный город. Здесь находится главный дворец-резиденция нынешнего короля Марокко — Мухаммеда VI. Гавань Бу-Регрег обмелела и может служить лишь для водных увеселений. Однако удачливым папарацци иногда удается заснять молодого короля, катающегося по старой пиратской гавани на мощном спортивном гидроцикле... |