Один американский криптозоолог занялся не вполне благодарным делом. «Я должен терпеть ироничные отзывы людей, вроде: «А, вы тот самый учёный, который верит в зелёных человечков?», — говорит он. Ну что ж. Они хотят зелёных человечков, они их получат.

Лорен Колеман (Loren Coleman) ищет реальные следы фольклорных существ.

Нет, он не утверждает, что все они непременно существовали в действительности. Но полагает, что в некоторых случаях предания могли запечатлеть нечто подлинное, но от нынешней науки пока ускользнувшее.

Нашли же люди целаканта, считавшегося вымершим миллионы лет назад. А недавно, скажем, был сфотографирован гигантский кальмар — чем не прототип для старинных морских историй об океанских чудовищах?

Однако для многих люди, ищущие йети, это едва не синоним шарлатанов.

Возможно, руководствуясь принципом «клин клином вышибают», Колеман развернулся вовсю с выставкой таких существ, про которых едва ли скажешь, что они имеют хоть какое-то отношение к реальности и к науке.

Симпозиум и выставка «Криптозоология: вне масштаба времени» (Cryptozoology— Out of Time Place Scale) прошли в конце октября в музее искусств колледжа Бейтса (Bates College Museum of Art).

Здесь, утверждает Колеман, он чувствовал себя как рыба в воде. Ведь благодарные зрители, окружённые «пещерными викингами» и, к примеру, подземными гуманоидами-рептилиями едва ли стали бы высмеивать его работу.

Директор музея, Марк Бессир (Marc Bessire), подчеркнул, что выставка вовсе не призвана узаконить или, напротив, высмеять и развенчать криптозоологию, но поможет найти точки её пересечения с художественной и поп-культурой. Словом — это не атака, но приглашение к диалогу.

Криптозоологию многие сравнивают с поисками НЛО. И высокий спрос публики на подобные разоблачения — также похож на уфологический ажиотаж.

И всё же в криптозоологии есть рациональное зерно. Разве находка останков так называемых хоббитов — не свидетельство того, что древние легенды могут быть сильно искажёнными отголосками реальных встреч людей и необычных существ (вся история — тут, тут, тут и тут)?

В защиту криптозоологии Колеман приводит и такой довод: когда в XIX веке нашли останки неандертальца, многие учёные настаивали, что это кости обычного человека, просто больного и уродливого. Потом всё же выяснилось — это не уродства — это другой вид человека.

Сейчас эта история один в один повторяется с хоббитами.

Специалисты разделились на сторонников их уникальности и тех, кто утверждает, что это самый обычный сапиенс, только с болезненными отклонениями.

Известно, что криптозоологи записывают местные легенды и свидетельства людей, рассказывающих о встречах с необычными существами.

Традиционная наука обычно отмахивается от таких историй, списывая их на суеверия.

Но кто знает, не смотрели бы такие учёные сейчас на криптозоологию другими глазами, если бы в 1962 году не взорвался при таинственных обстоятельствах самолёт техасского нефтяного магната Тома Слика (Tom Slick), главного, в то время, покровителя экспедиций по поиску йети в Гималаях?

Колеман говорит, что с тех пор у криптозоологов не было по-настоящему серьёзных средств, чтобы широко развернуть свои исследования.

Быть может, тогда некоторые из фольклорных существ перекочевали бы в учебники зоологии. Заставив художников фантазировать о каких-нибудь иных причудливых созданиях.

Ведь фантазии не всегда бывают беспочвенными. Чупакабра, йети, сверхкрупные змеи, мокеле-мбембе. Кто из них разделит счастливую участь гигантского кальмара и будет «реабилитирован» в глазах науки?