Сегодня я бы хотел с Вами поговорить о том, как можно управлять аудиторией, проводя семинары — тренинги. Итак, если Вы решили стать тренинг — менеджером запомните первое и самое важное правило: акцентируй внимание аудитории на знаниях, которые ты даешь, а не на себе. Что это значит — дело в том что самой большой ошибкой любого начинающего тренера является то, что он начинает красоваться собой (рассказывает о себе, о своих способностях и знаниях). У некоторых это доходит до эйфории, т.е. сам тренинг проходит не для людей, которые на него пришли, а для тренера, который начинает самоутверждаться. Еще раз скажу, что если вы заметили признаки» красования перед другими», то тут же имеет смысл поработать над собой. Дело в том, что многих людей раздражает и даже отталкивает тот факт, что тренер начинает себя выделять. Запомните: хотите иметь учеников — давайте им знания, а не свою биографию. Даже если Вас просят рассказать о себе или спрашивают, кто Вы по гороскопу, переведите тему или скажите, что об этом Вы расскажете в конце тренинга. Любая информация о Вас может как расположить людей, так и оттолкнуть (А-А-А — водолей! Все с ним ясно...). Чтобы такого не было, переводите внимание аудитории на знания и удерживайте ее внимание на этом. А как это делать — мы с Вами рассмотрим дальше. Первое, что я рекомендую — вооружиться метафорами, шутками, анекдотами и примерами из жизни. Это Ваши «палочки — выручалочки». Если не знаете, как ответить на какой — либо вопрос, всегда можно рассказать какую-нибудь историю. Это производит впечатление, что Вы очень умный человек (еще бы ,ведь только человек с философским отношением к жизни, способен отвечать на вопросы многозначными ответами). Любую метафору, каждый человек поймет по — своему — это Вам и надо! Следующее, что бы я рекомендовал — «якоря». «Якоря» имеет смысл ставить на состояния: внимания, веселья, расслабленности и замешательства. Разумеется Вы должны продумать, как Вы будете вызывать эти состояния, и как Вы будете ставить «якоря». Думаю, особых затруднений это не вызовет , ведь это элементарно (уровень «НЛП — практика» 1 ступень). И все же, в качестве помощи, я бы хотел предложить следующее: свисток — перед началом объяснения чего — либо и по окончании какого — либо действия (на внимание); передвижения в помещении (очень сильный манипулятор — можно привлечь внимание, заставить замолчать, вызвать замешательство, обратить на себя внимание). Да вот еще, разумеется, что начинать тренинг необходимо с подстройки. Подстройка должна проходить, как невербально, так и вербально , например — по логическим уровням (создание единого и общего для всех поля общения) — очень удобно. Например:» Здравствуйте! Я рад видеть Вас здесь и сейчас (перенос в настоящее время), в этом помещении, в 19 часов, на тренинге ... (окружение). Зовут меня ... и я здесь для того, чтобы научить Вас ...( миссия). Вот Вы смотрите на меня и думаете, что же я в отличии от других могу Вам предложить (чтение мыслей)?» К тому же, после вступления проявите заботу о группе (если кто устанет, подымите руку и мы сделаем перерыв). Ну и разумеется перед тем, как начнете свой тренинг, настройте аудиторию на процесс обучения (например: метафора о профессоре, который все знал — Вы ее наверняка знаете). Во время тренинга следите за тем, чтобы ваша речь была понятна (т.е. В, А, К слова употребляйте в равном соотношении или на худой конец неопределенные слова и обобщения). Очень действенный способ погасить фильтр критики «возражаю» ссылкой на авторитетов, т.е. если Вы о чем-то говорите, то сошлитесь на каких — либо известных людей или ученых (по мнению «того-то» — это «то-то»). Можно делать внушения с помощью трюизмов: «Как Вы все знаете...; Как вам известно из школьной программы... и т.п.». Чтобы заставить людей работать в двойках — тройках и т.д., отрабатывая упражнения, очень хорошо применять речевые стратегии» выбор без выбора»,» как только ...., так сразу...», »чем ..., тем ... ». Это тоже Вы уже знаете и умеете делать. Удерживать внимание аудитории можно и так : смотреть в глаза, плавно скользя по всем участникам — обязательно задерживаясь на каждом 2-3 сек. Чтобы расположить аудиторию к себе следите за своими позами и жестами. Они должны быть свободными и открытыми. Если Вы нервничаете, то можно скрывать это, перебирая пальцами ног в обуви (это не видно, а эффект для Вас очевиден — попробуйте). Можно, если Вы стоите перед аудиторией, заложить руки за спину (спереди вы смотритесь уверенным в себе, а сзади можете пальцами делать что хотите, снимая напряжение). Еще очень важный совет: если вы хотите проводить тренинги, то поставьте себе голос — для этого пройдите тренинг ораторского искусства. Там же, заодно, можете научиться выступать на публике и владеть собой, убрать боязнь перед аудиторией (я сам такой проходил — боялся аудитории более 5 человек). Проводя тренинги, берите группы не менее 6 и не более 24 человек (менее 6 — нет необходимой динамики группы, более 24 — трудно удерживать на них свое внимание). Хотя, ради опыта, проводите любые группы — ищите свои удобные границы (мне, например, в кайф работать с большими 30-50 человек аудиториями — большая динамика и легче манипулировать). Работая с аудиторией, необходимо побыстрее определить, так называемую» критическую массу толпы» — это те люди, которые задают настроение всем остальным. Когда вы их определите, то старайтесь работать больше на них. Найдите себе так же и союзников, тех людей которые Вас очень внимательно слушают. Если в группе возникнет какой — либо негатив, по отношению к Вам, то они помогут — подключатся к разговору и спасут Ваш престиж (имидж). Если из зала задают вопрос, на который Вы не знаете ответ, то «переведите стрелки» — спросите у зала, что по этому поводу думает каждый из присутствующих. Еще один совет — поставьте себе жестикуляцию (дома потренируйтесь пред зеркалом), чтобы у Вас были жесты, как правой, так и левой рукой — это для правого и левого полушария (творцы и аналитики, как вы помните). Ну и, разумеется, перед тем, как самому проводить тренинги, понаблюдайте за другими тренерами, как они и что делают, поговорите с ними. Это даст Вам несколько вариантов поведения, из которых Вы можете себе сделать что-то свое. Создайте себе свою роль. Во время проведения тренинга, всегда держите рядом листок — подсказку с планом занятия и часы. Первое — для того, чтобы идти по шагам (плавно из темы в тему). Второе — чтобы отслеживать начало и окончание упражнений, перерывов и занятий (по себе знаю, иногда увлечешься темой так, что выпадаешь из времени, т.е. переводя на метапрограммы —» находишься во времени»). Время от времени записывайте свой тренинг на аудио и видео кассеты, чтобы работать над собой — поверьте, «нет пределу совершенству»! И последнее на сегодня правило: »не гуляйте, где работаете и не работайте, где гуляете» — есть такое правило в бизнесе, которое можно отнести и к тренингам. Если Вам кто-то понравился из ваших учеников — держите расстояние. Учитель должен оставаться учителем! Это далеко не все тонкости в работе с аудиторией. У меня есть еще много того, о чем бы я мог Вам поведать. Если Вас это заинтересовало, пишите мне Ваши отзывы. И возможно скоро я напишу продолжение, в котором отвечу и на ваши вопросы. |