В начале марта правительство Москвы одобрило концепцию освоения подземного пространства города, разработанную департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции. К 2010 году планируется построить от 2 до 3 миллионов квадратных метров подземных многофункциональных комплексов.

Москва пока уступает мировым столицам в масштабах освоения подземного пространства — доля подобных сооружений в общей площади новых объектов не превышает 8%. В западных странах этот уровень составляет 20-25%. Впрочем, с принятием столичным правительством программы освоения подземного пространства на 2008-2010 гг. ситуация должна измениться. Доля подземных сооружений в общем объеме застройки может к 2010 году составлять до 15%. Под землей можно размещать до 70% всех гаражей, 80% складских помещений и 30% объектов сферы услуг, уверен Константин Королевский, ответственный за разработку программы.

Предусмотрено создание крупных многофункциональных комплексов под Крымским Валом и Новым Арбатом, проспектом Академика Сахарова и Золотым Островом, а также под ВВЦ. Особое внимание уделяется московским площадям — Воскресенской, Старой, Тургеневской, Сухаревской, Павелецкой, Яузских Ворот, Триумфальной. Все они обзаведутся подземельями. Будут освоены подземные пространства рядом со станциями метро «Сокол», «Петровско-Разумовская», «Рижская», «ВДНХ», «Шоссе Энтузиастов», «Текстильщики», «Варшавская», «Нагатинская» и «Сокольники», а также у железнодорожных станций в черте мегаполиса — Москворечье, Кунцево, Тестовская. Одним из ключевых пунктов программы является строительство паркингов под отелями.

С принятием программы московского правительства в строительстве подземелий появится системный подход. Так, проект освоения подземного пространства под Пушкинской площадью привязан к реконструкции «Большой Ленинградки» (Тверской улицы, Ленинградского проспекта и одноименного шоссе).

Подземное строительство имеет огромное значение для нормального функционирования городской среды. По мнению специалистов, без прокладки новых подземных дорог нас ожидает транспортный коллапс — ведь эстакады в городе недопустимы. Кроме того, развитие подземного транспортного строительства позволит сохранить ценные городские ландшафты и целые природные комплексы. Яркий пример — Лефортовский тоннель, строительство которого сохранило Москве дворцовый парк. А Серебряноборский тоннель, объединяющий в себе автостраду и линию метро, сбережет уникальный сосновый лес.

В концепцию заложены мероприятия по стимулированию освоения подземного пространства для инвесторов. Только за счет бюджета, без привлечения частного капитала столь масштабные планы не осуществить.