Может ли ленивый человек стать великим кинорежиссером? Оказывается, да. Друзья знаменитого режиссера Милоша Формана (Milos Forman, настоящее имя — Ян Томас Форман) утверждали, что он является самым ленивым человеком на свете. Его друг Йосеф Шкворецки вспоминает, что чаще всего ему приходилось видеть Милоша в лежачем положении. Он даже гостей принимал, не вставая с любимой кровати, — этакий Обломов от кинематографа. Писать сценарий он мог несколько лет, но… как только Милош Форман приходил на съемочную площадку, в нем просыпался совершенно другой человек — режиссер, готовый трудиться и день и ночь, до последних сил, до самого последнего дубля. Вот она — волшебная сила фразы «Мотор!». Он родился 18 февраля 1932 года в Чехословакии, в семье еврейского профессора педагогики и жены-протестантки. Родителей потерял очень рано — их сослали в фашистский лагерь Аушвиц во время второй мировой воины — и мальчик воспитывался у родственников. Когда война закончилась, Милош поступил на кинематографический факультет Пражского университета. Его творческий путь начался в знаменитом театре «Латерна Магика» (Laterna magika), где он работал сценаристом, а в 63-м состоялся кинодебют Формана в качестве режиссера документальных фильмов. Его картина «Конкурс» (Audition) рассказывала о молодежи, увлекающейся джазом. А через год Милош снял свой первый игровой фильм «Черный Петр» (Černý Petr), который получил первую премию на международном кинофестивале в Локарно. Характерной чертой его режиссерской работы являлось то, что он требовал от актеров импровизации — даже если диалоги в сценарии были прописаны ярко и подробно, он заставлял исполнителей вносить в роли часть себя. Такая работа не может пройти незамеченной, а потому его следующие ленты «Любовь блондинки» (Lasky Jedne Plavovlasky) и «Горит, моя барышня...» (Hori, Ma Panenko) удостоились высших похвал среди кинокритиков, которые впоследствии назвали Формана лидером новой волны чешского кинематографа. Впрочем, популярность на родине длилась недолго. В 1968 году в то время, когда советские войска вошли в Чехословакию, Форман работал над новым фильмом во Франции. Узнав об этой новости, он решил не возвращаться и уехал в Америку, где в 1975 году принял гражданство. В США были сняты его лучшие ленты — «Рэгтайм» (Ragtime), «Амадей» (Amadeus), «Вальмон» (Valmont), «Народ против Ларри Флинта» (The People vs. Larry Flynt) — ставшие классикой авторского кинематографа. Милош Форман неоднократно номинировался и получал премию «Оскар» за режиссуру, сценарий и лучший фильм. Но одной из самых удивительных и необычных работ стала лента «Человек на Луне» (Man on the Moon), раскрывшая драматический талант комика Джима Керри (Jim Carrey). Эта картина рассказывала о жизни популярного комика Эндрю Кауфмана, отличавшегося своеобразным чувством юмора, и была неоднозначно воспринята аудиторией. Многие назвали ее пустой и безыдейной, но, по сути, «Человек на Луне» является одной из самых смешных и светлых картин конца 20-го столетия. Работу в кино Форман успешно сочетает с преподавательской деятельностью. Он является заведующим кафедры кино в Колумбийском университете и регулярно читает лекции по режиссуре, периодически уходя в отпуск для работы над новыми картинами. Одним из последних фильмов, к которому Форман приложил свою руку, стала казахская эпическая лента «Кочевник», громко афишированная в России. Однако лучшей лентой режиссера принято считать «Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew Over The Cuckoo's Nest), экранизацию романа Кена Кизи (Ken Kesey) с Джеком Николсоном (Jack Nicholson) в главной роли. Эта история о бунтаре, с которым не могли справиться даже санитары в психиатрической лечебнице, справедливо считается одним из лучших примеров экранизации литературных произведений. Без «Оскаров» опять не обошлось — американская академия расщедрилась аж на пять золотых статуэток, что в те времена являлось большой редкостью. Выходит, что лень — двигатель прогресса? Видимо, это так. Иначе как можно объяснить тот факт, что самый ленивый на свете человек смог получить столько «Оскаров», сколько не смогли самые большие трудяги от кинематографа? |