«Две главные вещи, которые должен уметь настоящий мужик, — быть романтиком и прокурить свои мозги» («Любовь и сигареты», 2005)

Рабочий-мостостроитель Ник (Джеймс Гэндольфини) — настоящий мужик: он много курит и вполне романтичен. Ник пишет своей рыжеволосой возлюбленной Тьюле (Кейт Уинслет) записки в стихах, которые и находит в одно солнечное утро его жена Китти (Сьюзен Сарандон). С этого момента Китти объявляет Нику бойкот — и начинается фильм: два часа драк, скандалов, осквернения могил, философских бесед, танцев и песен, разнузданного секса, романтики и сигарет, сигарет, сигарет...

Режиссер и актер Джон Туртурро не только собрал в фильме звездный состав — кроме Джеймса Гэндольфини, Сьюзен Сарандон и Кейт Уинслет, в фильме играют Стив Бушеми, Кристофер Уокен, Мэнди Мур и целый ряд не менее популярных актеров, в числе которых, разумеется, и сам Туртурро, он еще и заставил их отчаянно кривляться, сквернословить, петь и танцевать кто во что горазд. В итоге получилось удивительное зрелище, которое критики назвали черной музыкальной комедией, а сам режиссер — «диким мюзиклом» и «пролетарской рок-оперой».

На экране все это выглядит действительно диковато: в самом начале фильма грузный немолодой строитель мостов Ник — «муж, отец и прелюбодей», с треском разоблаченный женой — в смятении выходит на улицу, где внезапно начинает петь и выплясывать в окружении кордебалета из мусорщиков. Его любовница Тьюла впервые появляется перед зрителями в ярко-красном откровенном платье (в том же платье несколько позже мы видим Китти предающейся любовным утехам на могиле Ника — правда, всего лишь в его кошмарном сне), танцуя зажигательную румбу в компании жгучих латиноамериканских красавцев. В то время как жена Ника Китти самозабвенно заливается в стиле «госпел» в сопровождении церковного хора, в ее семье происходят совсем не богоугодные вещи: одна из дочерей постигает таинства любви, другая выводит неистовое соло на гитаре, а муж ведет весьма откровенные телефонные беседы с любовницей... А когда кузен Бо, которого играет неподражаемый Кристофер Уокен, начинает рассказывать свою душераздирающую историю любви, измены и возмездия, в шоу оказываются вовлечены все окружающие — от официантки в кафе до полицейских, явившихся его арестовать.

Все актеры поют и танцуют, как могут, и зрелище это порой очень трогательное, порой — гомерически смешное, но оставить равнодушным, безусловно, оно не может никого. Тем не менее, несмотря на противоречивость чувств героев и вообще всю ту почти цирковую феерию, которая разворачивается перед зрителем, фильм рассказывает о простых и понятных всем вещах — о любви, ревности и верности, об обиде и ее преодолении, о дружбе и поддержке, о семье, жизни и смерти.

Женщины Ника — разные. Китти шьет свадебные платья и поет в церковном хоре, Тьюла продает провокационное нижнее белье и любит сексуальные эксперименты. Тьюла выглядит вызывающе, Китти держится как настоящая леди. Пожалуй, единственное, что их объединяет — цвет волос: обе женщины Ника рыжие. Но и «рыжесть» их неодинакова — благородный оттенок медных волос Китти резко контрастирует с огненной гривой Тьюлы.

«Рыжие очень чувствительны», — говорит Нику его друг и коллега Анджело (Стив Бушеми), и это правда: Тьюла бурно переживает их роман, а Китти не менее бурно — его измену. Китти не пытается вернуть «блудного мужа»: она оскорблена и не намерена мириться с ситуацией. В поисках душевного равновесия она бросается из крайности в крайность: то отправляется в церковь, то учиняет драку с разлучницей. А Ник разрывается между женой, которая родила ему трех дочерей и которую он продолжает нежно любить, и циничной любовницей, с которой он испытывает неизвестные доселе плотские наслаждения. Но настоящий романтик в итоге всегда выбирает любовь, пусть даже выбор этот иногда бывает сделан слишком поздно...

То, что фильм спродюсирован знаменитыми братьями Коэн, говорит о том, что, скорее всего, не стоит слишком уж всерьез относиться к провозглашаемым в нем идеям и ценностям. Это, безусловно, пародия — на американскую «задвинутость» на темах семьи, религии и здорового образа жизни, на жанр романтических комедий и музыкальных мелодрам, но, кроме того, это еще и самопародия — актеры с наслаждением валяют дурака, подчеркнуто противопоставляя себя своим же сыгранным ранее культовым ролям.

Но в жизни так часто оказываются рядом, а порой и перемешиваются смешное и грустное, пафосное и нелепое, романтическое и пошлое, возвышенное и приземленно-бытовое, что можно смело сделать вывод: «Любовь и сигареты» — фильм о жизни, прекрасной во всех своих проявлениях и оттого никогда не бывающей скучной.